Вторник, 17.07.2018, 21:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МКОУ "Районная вечерняя (сменная) о...

Меню сайта
Категории раздела
Block title
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Программа профилактики наркомании
18.06.2018, 08:36

 

Утверждаю

Директор МКОУ «Районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

Т.В.Бокарева

 

Программа профилактики наркомании

в МКОУ «Районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

 

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ В ШКОЛЕ

 

Люди победили чуму, малярию, тиф…Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну рано или поздно пришлось бы заглянуть.

Ч. Айтматов

 

Наркомания, наркотики, дети. За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, мучительная боль, искалеченная жизнь. Мы не верим в то, что это может случиться с нами. Не замечаем подростков, идущих навстречу с тоскливыми недобрыми глазами, в которых отражается пустота. Не видим шприцев, которые валяются на подоконниках наших подъездов. Не слышим историй, о которых так много говорят все вокруг.

Оберегая себя, прикрываясь рутиной повседневной жизни, мы становимся безразличными, отодвигаем чужие проблемы подальше в коридоры сознания, дабы не накликать беду. Но потом, растерянно оглядываясь, уже не можем подавить страшную в своей безысходности мысль: да, это случилось со мной.

Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез и родители, в большинстве своем, заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.

Возможно, поэтому большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.

Иными словами, на хрупкие плечи учителя государство возложило еще одну, на первый взгляд непосильную ношу – профилактику наркомании.

Более того, в соответствии с приказом Минобразования России от 5 февраля 2002г. № 330, «при осуществлении инспектирования образовательных учреждений и проведении аттестации руководителей и других работников образовательных учреждений в качестве одного из критериев результатов их деятельности принято рассматривать показатель состояния антинаркотической работы обучающихся, воспитанников».

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

Исходным в работе является предположение, что выделенная система профилактики наркомании будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:

1) подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;

2) поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

3) осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;

4) в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.

Для достижения поставленной цели и доказательства выдвигаемой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1) определить специфику наркомании как особого социально-психологического феномена;

2) выявить социально-психологические причины распространения наркомании в детской и подростковой среде;

3) обосновать систему педагогических условий предупреждения детской и подростковой наркомании;

4) разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение наркомании в рамках работы классного руководителя;

5) определить круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.

Принципы работы:

Комплексность или согласованное взаимодействие

  • органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании;
  • специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные, медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники детства, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и др.);
  • органов управления образования (на федеральном, региональном, муниципальном уровне).

Дифференцированность: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом:

  • возраста детей;
  • степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы:

  • социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
  • психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
  • образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Легитимность: профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

Преемственность. Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:

  • согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;
  • анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений).

Непрерывность: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования.

Систематичность. Работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.

В соответствии с вышесказанным, можно выделить три основных направления работы школы по профилактике наркомании:

  1. Работа с детьми:
  • общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
  • работа с детьми «группы риска»;
  • работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;
  • работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.
  1. Работа с педагогическим составом:
  • подготовка учителей к ведению профилактической работы;
  • организационно-методическая антинаркотическая работа.
  1. Работа с родителями:
  • информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
  • работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);
  • психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;
  • поддержка семей, у которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).

4) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотической профилактики (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ

 

Первый этап: диагностирующий.

Время проведения: январь (каждый календарный год).

Цель: изучение существующих в подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.

Задачи:

  1. определить степень информирования подростков по проблеме;
  2. выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков;
  3. сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.

Методы:

  1. изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом;
  2. опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой подростков.

Примечание. Анкетирование – метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Анкета – набор вопросов (утверждений), каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, что должно обеспечить получение достоверной и значимой информации по теме. Пример анкеты, которая может быть использована для изучения характера отношения подростков к наркомании, представлена в приложении.

Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:

  • подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;
  • подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;
  • подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.

Второй этап: организационно-практический.

Время проведения: февраль – май (каждый календарный год).

Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.

Задачи:

  1. предоставить подросткам объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках;
  2. способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией;
  3. учить подростков лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению подростков понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
  4. создавать условия для формирования у подростков культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;
  5. обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.

Методы работы:

  1. информационный;
  2. метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);
  3. конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).

Формы работы:

  1. лекция;
  2. беседа;
  3. тренинг;
  4. ролевая и деловая игра;
  5. мозговой штурм;
  6. круглый стол;
  7. дискуссия;
  8. конкурс творческих работ (конкурс рисунков, книжная выставка);
  9. показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.

Возможная тематика мероприятий:

  1. Классные часы:
  • «Школа без наркотиков»
  • «Профилактика ВИЧ/СПИДа и наркомании»
  • «Умей сказать нет наркотикам»
  • «Пивной алкоголизм»
  • «Волшебная страна здоровья»
  • «Мир без табачного дыма»
  • «Мир без наркотиков»
  • «Мир в наших руках»
  1. Беседы со школьниками:
  • «СПИД – чума ХХ века»
  • «Курение и здоровье»
  • «Алкоголь и здоровье»
  • «В чем вред курения?»
  • «Опасность «пассивного курения»
  • «Эффективные методы отказа от курения»
  • «Программа малых шагов»
  • «Препараты, применяемые против курения»
  • «Здоровый образ жизни – школа выживания»
  • «Профилактика вредных привычек»
  • «Войдем в мир здоровья»
  • «Наркоманам скажем: «НЕТ!»
  • «От чего мы зависим»
  1. Общешкольные мероприятия:
  • «День без вредных привычек»
  • «Молодежь против наркотиков»
  1. Сообщения на темы:
  • «Психология общения»
  • «Конфликт. Пути выхода из конфликта»
  • «Стресс и способы борьбы с ним»
  1. Подготовка буклетов:
  • «Родителям о подростках»
  • «Что делать, если узнал про своего ребенка?»
  • «Как стать красивой и привлекательной»
  • «Опасный компьютер»

Значение этапа:

  1. развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;
  2. формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;
  3. повышение уровня психосоциальной адаптации детей;
  4. выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.

Третий этап: заключительный.

Время проведения: май (конец месяца).

Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.

Задачи:

  1. выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
  2. определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании;
  3. определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.

Методы:

  1. анализ отчетной документации;
  2. опрос, беседа;
  3. анонимное анкетирование.

Примечание. Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность:

  1. изучить характер изменений в отношении учащихся к употреблению наркотических веществ;
  2. выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие приобщению детей и подростков к наркотикам;
  3. определить динамику целевых групп.

Значение этапа:

  1. позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;
  2. сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
  3. на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.

Значение системы работы школы по профилактике наркомании:

  1. воспитание подрастающего поколения в духе неприятия наркотических веществ;
  2. включение подростков в организованную борьбу против алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения;
  3. развитие у детей глубокого понимания опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом;
  4. формирование у учащихся убеждения в том, что употребление наркотиков, алкоголя, никотина наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому распаду, утрате трудоспособности, радости человеческого общения, полноценных духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной;

развитие у школьников полезных привычек использования свободного времени, стремления к творчеству и богатому духовному общению с интересными

Категория: Мои файлы | Добавил: привет
Просмотров: 12 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz