Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Принято на педагогическом совете протокол № 5 от 08.07.2020 г. Председатель: ________Т.В.Бокарева |
Утверждено приказом № 84 от 08.07.2020 г. |
План
профориентационной работы с обучающимися в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» в условиях перехода на ФГОС СОО
Обновление системы профориентационной работы в школе в условиях перехода на ФГОС СОО» на данном этапе является достаточно актуальной. Это объясняется тем, что в государственной программе «Развитие образования», срок реализации которой 2018–2025 годы предусматривается:
- увеличение доли лиц, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска (к 2025 году – 59 процентов);
- создание образовательного пространства, направленного на развитие в каждом обучающемся потребности к саморазвитию;
- способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории;
- дальнейшее профессиональное самоопределение
Однако сегодня, во-первых, реально школьник в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая.
Во-вторых, ФГОС СОО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, одной из которых является подготовленность к осознанному выбору профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества. Для этого необходима обновленная, организованная, управляемая деятельность, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
Обоснование: если выстроить систему профориентационной работы в школе на принципах личной значимости для каждого, сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса, оптимального использования возможностей социума, системно-деятельностного подхода в реализации, сформировать у обучающихся подготовленность к осознанному выбору профессии и понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, то выполнение плана и реализация его задач будет достигнута.
Новизна работы связана с тем, что переход на ФГОС СОО является инновационным процессом, который осуществляется школой, при составлении плана необходимо учитывать общие требования Стандарта (формирование универсальных учебных действий, системно-деятельностный подход к обучению, требования к результатам реализации).
Практическая значимость работы заключается в том, что данный план может быть взят за основу реализации профориентационной работы любым образовательным учреждением. План позволит решать выявленную проблему – позволит формировать мотивы саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии.
В план работы по профориентации входят следующие основные компоненты: цель и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы с учащимися.
Цель профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка.
Задачи:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения;
- знакомство с рынком труда и миром профессий.
Успешная реализация поставленных задач в значительной степени зависит и от качества работы по каждому из этих направлений. Структура профориентации может быть представлена в виде треугольника. Основание треугольника представляет собой учет индивидуально-психологических особенностей человека, одна из сторон – знание требований профессии к человеку, вторая сторона – учет требований рынка профессий.
В профессиональной ориентации выделяют основные направления,
Направление |
Содержание деятельности |
Профессиональное просвещение |
Научно организованное информирование о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Профессиональное просвещение предоставляет информацию о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии. Источником информации о профессиях являются СМИ и различная справочная литература: справочники с описанием профессий (специальностей), их особенностей, справочники для поступающих в различные учебные заведения, а также сведения о перспективных тенденциях занятости. Профпропаганда способствует формированию положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость. |
Профессиография |
Это описание профессий (специальностей), включающее их требования к психофизиологическим качествам человека. Результатом профессиографии являются профессиограммы и психограммы. Профессиограмма – комплексное, систематизированное описание конкретной профессии (вида трудовой деятельности), ее характеристика, включающая сведения об условиях труда, правах и обязанностях работника, а также необходимых для овладения профессией личностных качествах, знаниях, умениях и навыках. Профессиограмма раскрывает самые существенные характеристики профессии и профессионально важные качества человека. |
Профдиагностика |
Изучение индивидуальных психологических особенностей может осуществляться различными способами: от простого наблюдения за достижениями в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников, традиционных и модифицированных методик по самоопределению учащихся. |
Профконсультация |
Непосредственная помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора. Профконсультация стимулирует размышления школьника о перспективах своего личностного и профессионального самоопределения, предоставляя ему определенные ориентиры для оценки собственной готовности к реализации намеченных профессиональных планов. Профессиональный отбор представляет собой прогностическую процедуру отбора лиц, профессионально пригодных к определенному виду деятельности. В процессе профотбора предусматривается диагностика: помимо врожденных, диагностируются и приобретенные в процессе жизнедеятельности социально-психологические качества – коммуникативность, склонность к лидерству, конформизм, направленность личности, в том числе и интерес как мотивационно-обусловленное отношение к профессии. С профессиональным отбором связана проблема профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность – соответствие данных личности требованиям выбираемой профессии. Профессиональная пригодность характеризует возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью. Она определяется такими критериями, как успешность овладения профессией и степень удовлетворенности человека своим трудом. |
Профессиональная адаптация |
Активный процесс приспособления личности к производству, условиям рынка труда, особенностям конкретной деятельности, новому социальному окружению, трудовому или учебному коллективу. Адекватная самооценка личности своей профессиональной пригодности может рассматриваться как один из факторов ее успешной адаптации. |
Социальные партнеры: Каменское управление агропромышленного комплекса, ОУ ВПО и СПО г. Каменска – Уральского, МО «Каменский ГО и г. Каменска – Уральского, ГКУЗН СО «Каменск – Уральский центр занятости», площадки «Точка роста» школ