Рассмотрено на педагогическом совете протокол № 5 от 08.07.2020г. Председатель педсовета _____Т.В.Бокарева |
Утверждено Директор МКОУ «Районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» ___________ Т.В.Бокарева Приказ № 84 от 08.07.2020г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 - 12 КЛАССОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩНОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "РАЙОННАЯ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом РФ
"Об образовании» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ; Федеральным государственным
образовательным стандартом среднего общего образования от 17 мая 2012 года
№ 413 с изменениями; Концепцией развития дополнительного образования
детей 04.09.
ступени общего образования от 18.07.
-цели и задачи;
- порядок организации;
- критерии оценивания профессиональных проб обучающихся. 1.2. Профессиональная проба - профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Целью профессиональных проб является побуждение обучающихся к деятельности, к достижению поставленных личностью целей, наполнение ее конкретным содержанием, и как результат, осознание обучающимся себя в качестве субъекта трудовой, профессиональной деятельности.
1.3.Профессиональная проба помогает «окунуться» в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах, определится в недостатках. Профессиональные пробы также являются возможностью самовыражения. Профессиональной пробой может быть:
- результат (материальные изделия, информационные продукты, номера художественной самодеятельности и др.) занятий в кружках, клубах, школьных курсах профессиональной направленности;
- некоторая самостоятельно смоделированная имитация деятельности профессионала;
- имитационная (деловая) игра на школьных курсах профессиональной направленности и др.
1.4. Профессиональная проба, являясь средством профессионального
самоопределения обучающихся, направлена на:
- повышение ценности предметных знаний как ресурса для получения соответствующего профессионального образования;
- развитие профессионально значимых качеств;
- корректировку профессиональных намерений обучающихся с целью повышения качества последующего профессионального обучения.
1.5. Профессиональные пробы являются важной содержательной частью
профессиональной ориентации обучающихся 10-12-х классов
общеобразовательной организации.
1.6. Профессиональная проба может быть реализована во внеурочной социально
значимой деятельности, нацеленной на решение задач их профильного и
профессионального самоопределения посредством приобретения и осмысления
профессионально-значимого опыта в рамках социальной практики за счет часов,
отводимых на реализацию данного направления в программе воспитания и
социализации личности.
1.7. Организация профессиональной пробы осуществляется с использованием
кадровых, информационных, материально-технических, учебно-методических
ресурсов организаций, участвующих в сетевом взаимодействии. Порядок и
условия взаимодействия организаций при реализации профессиональных проб
определяются договором между ними.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ
2.1.Целью проведения профессиональных проб для обучающихся образовательной организации является повышение доступности и качества профориентационных услуг, реализуемых в совместной деятельности организаций, осуществляющих на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы (в том числе с использованием ресурсов социальных партнеров) для обеспечения сознательного выбора обучающимися направления профессиональной деятельности.
2.2.Задачи проведения профессиональных проб:
- знакомство обучающихся с профессией или с классом профессий в практико-ориентированной деятельности, моделирующей элементы определенного вида (видов) технологического (производственного) процесса;
- содействие формированию допрофессиональных знаний, умений, навыков и опыта практической работы в конкретной сфере профессиональной деятельности;
- осознание или рефлексия обучающимися приобретенных знаний и опыта деятельности во время профессиональной пробы в направлении выбранной профессиональной подготовки и построения личной профессиональной перспективы;
- создание условий для реализации учебно-трудовой деятельности обучающихся в рамках профессиональной пробы.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ
3.1.В качестве объекта профессиональных проб используется одна отрасль, которая обладает рядом характерных особенностей, отражающих специфику определенной сферы профессиональной деятельности.
3.2.Выбор отрасли должен осуществляться с учетом следующих требований:
- распространенность отрасли, наличие ярко выраженных специфических особенностей сферы;
- доступность для выполнения обучающимися комплекса профессиональных проб в рамках отрасли;
- наличие в отрасли типичных профессий в соответствии с избираемой для проб сферой;
- возможность вариативного выполнения профессиональных проб различной степени сложности;
- широкие возможности отрасли для определения содержания и объектов пробы и развития профессионального интереса обучающихся;
- соблюдение принципа преемственности для продолжения профессионального обучения в соответствующей профессиональной образовательной организации.
3.5.Содержание профессиональной пробы включает следующие компоненты, интеграция которых позволяет воссоздать целостный образ профессии:
- технологический -
- ситуативный -
- функциональный -
3.6. По каждому компоненту профессиональной пробы перед обучающимися ставится задание определенного уровня сложности, оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении заданий, и определяется тот продукт деятельности (результат), который обучающийся должен получить по завершении цикла профессиональной деятельности в результате тех или иных воздействий.
3.7. В содержании программы предусматриваются для обучающихся пробы трёх уровней сложности:
- пробы 1 -го уровня сложности требуют от них в основном исполнительских действий;
- пробы 2-го уровня содержат элементы интеллектуального труда (работа с чертежами, технологической документацией, справочной литературой, расчет по известным формулам, анализ выполненного задания и др.);
- пробы 3-го уровня носят репродуктивно-творческий характер и предусматривают включение обучающихся в конструкторско-технологическую деятельность.
3.8. При разработке содержания профессиональных проб необходимо
ориентироваться на определенные требования, а именно: вариативность,
оригинальность практико-ориентированный характер, учет возрастных
особенностей обучающихся.
3.9. Разработка содержания профессиональных проб включает следующие этапы:
1) анализ индивидуальных запросов обучающихся 10-11-х классов;
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ
4.1.. Субъектами профессиональных проб выступают:
- обучающиеся 10-12-х классов общеобразовательных организаций;
- общеобразовательные организации Каменского городского округа;
4.2.Профессиональная проба может быть организована на базе предприятий всех организационно-правовых форм собственности.
4.3.Технология организации профессиональных проб предполагает прохождение трёх этапов: подготовительного, практического, рефлексивно-коррекционного.
1) Подготовительный этап
2) Практический этап.
3) Рефлексивно-коррекционный этап
5. ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ И НЕУСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ
5.1. При оценке успешности/неуспешности профессиональных проб в МКОУ «Районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» необходимо учитывать три компонента: когнитивный (знаниевый), технологический (практический), рефлексивно - оценочный.
5.3. Второй критерий - технологический - учитывает умения, навыки и опыт, приобретенные в ходе прохождения профессиональной пробы. Основными показателями по второму критерию являются:
- умение выполнять простейшие действия, операции и т.п. профессиональной пробы;
- соблюдение правила техники безопасности и санитарно-гигиенических требований;
- демонстрация профессионального навыка, приобретенного ходе
прохождения профессиональной пробы;
- идентификация в данной профессиональной пробе (профессии).
5.4. Основным показателем третьего критерия - рефлексивного - является
личностное принятие (или непринятие) профессиональной пробы.
5.5. Критерии и показатели составляют основу оценочного листа
успешности/неуспешности реализации профессиональных проб в общеобразовательной
организации (Приложение 1- заполняется учителем или специалистом).
Обучающийся должен знать:
- содержание, характер труда в определенной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам специалиста; общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы; технологию выполнения профессиональной пробы; правила безопасности труда, санитарии, гигиены;
- основные материалы, инструменты, оборудование и правила их использования на примере профессиональной пробы.
Обучающийся должен уметь:
- выполнять простейшие операции; пользоваться инструментом, материалом, документацией;
- выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;
- соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.
6. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ
6.1 По итогам профессиональных проб обучающийся заполняет «Отзыв о
профессиональной пробе», где указывает своё отношение к профессиональной пробе и называет профессию, заинтересовавшую его (Приложение 2)
- При прохождении профессиональных проб обучающийся заполняет технологическую карту профессиональной пробы. (Приложение 3)
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ
7.1. Общеобразовательная организация несет ответственность за организацию
прохождения обучающимися профессиональной пробы и контроль за её реализацией.
Другие организации, участвующие в сетевом взаимодействии, несут ответственность за
прохождение профессиональной пробы обучающимися непосредственно на рабочем
месте.
- Направление обучающихся общеобразовательной организации для прохождения профессиональных проб в другие организации осуществляется с согласия их родителей (законных представителей).