Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Принято на педагогическом совете протокол № 5 от 08.07.2020 г. Председатель: ________Т.В.Бокарева |
Утверждено приказом № 84 от 08.07.2020 г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации тьюторской деятельности
в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении
«Районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение о тьюторской деятельности (далее положение) в МКОУ «Районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа (далее ОУ) разработано в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ
1.2. Тьюторская деятельность в ОУ осуществляется педагогическими работниками, назначенными приказом директора ОУ, и направлена на сопровождение социальных практик и выполнение индивидуальных проектов учащимися 10-12 классов.
1.3. Основные понятия:
Тьюторское сопровождение – образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам выполнения и защиты индивидуальных проектов, организации социальной практики, проведения рефлексивно-проектных мероприятий с учащимися по профессиональной социализации.
Консультирование – особым образом организованное взаимодействие между педагогом-тьютором и учащимся, направленное на разрешение проблем и формирование позитивной динамики личностного развития учащегося.
Тьюторский час – специально организованное время внеурочной деятельности, направленное на осуществление процесса индивидуализации и индивидуального образования для учащихся по определённой образовательной траектории.
1.4.Тьютор в своей деятельности руководствуется федеральными и региональными нормативными актами по вопросам образования, Правилами внутреннего трудового распорядка, настоящим Положением.
1.5. Тьюторское сопровождение обучающихся осуществляется педагогическими работниками ОУ и помогает обучающимся строить индивидуальную образовательную траекторию.
1.6.Тьюторами назначаются педагоги ОУ, личностными и деятельностными характеристиками которых являются:
- аналитико-рефлексивные способности;
- коммуникативные способности;
- организаторские способности;
- прогностические способности.
1.7. На тьюторское сопровождение группы обучающихся из 5 и более человек выделяется 35 часов в год из часов внеурочной деятельности.
2. Цель и задачи и функции тьюторской деятельности
2.1. Целью тьюторской деятельности является персональное сопровождение обучающихся в процессе их социального становления и профессионального выбора, обеспечение успешного перехода от общего образования к профессиональному.
2.2. Задачи тьютора:
- помощь обучающимся в осознании их образовательных и профессиональных потребностей, возможностей и способов их реализации;
- создание условий для индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных образовательных программ (ИОП), индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных траекторий);
- обучение проектированию ИОП и планированию деятельности по ее реализации;
- организация и стимулирование разных видов деятельности обучающихся, в том числе в получении ими дополнительного образования в ОУ;
- помощь в сборе информации об образовательных ресурсах ОУ, муниципалитета, области, страны, сети Интернет, которые могут быть использованы учащимися при обучении по планируемой ИОП и на следующем после школы уровне образования;
- психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, имеющих затруднения в вопросах формирования и реализации ИОП;
- мониторинг эффективности реализации ИОП;
- помощь в проблемных ситуациях при реализации учащимися ИОП;
- формирование адекватной самооценки обучающихся по вопросам планирования и реализации образовательных и профессиональных траекторий;
- стимулирование активного участия обучающихся во внеурочной деятельности, в том числе в социальных практиках.
- Функции тьюторского сопровождения:
- Диагностическая: сбор данных о планах и намерениях обучающихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, готовность в целом к социально – профессиональному самоопределению.
- Проектировочная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у учащихся проблем в развитии; разработка средств и процедур самоопределения учащихся в образовательном процессе, соответствующих их индивидуальным особенностям.
- Реализационная: оказание помощи в выполнении графика разработки и защиты Индивидуального проекта, в организации социальных практик; поддержка при решении возникающих затруднений и проблем, в организации и проведении образовательных сессий.
- Аналитическая: анализ и коррекция процесса реализации ИОП и результатов самоопределения обучающихся, с использованием балльно-рейтинговой системы оценивания тьюторантов.
3. Организация тьюторского сопровождения
3.1. Деятельность тьютора регламентируется настоящим Положением, должностной инструкцией и может быть реализована с помощью:
- проектной технологии;
- технологии работы с портфолио;
- технологии группового и индивидуального консультирования;
- тренинговой и коучинговой технологий;
- технологии социальных и профессиональных проб;
- информационных технологий, в том числе дистанционных.
Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и не наносящих вред учащимся.
3.2. В процессе организации деятельности тьютор:
- составляет план работы с обучающимися на учебный год и предоставляет его на утверждение директору ОУ;
- организует тьюторское сопровождение на основе плана индивидуальной и групповой работы с учащимися;
- отслеживает продвижение обучающихся в индивидуальном проекте и в социальных практиках;
- заполняет раз в четверть (полугодие) соответствующие его функционалу разделы таблиц балльно-рейтингового оценивания обучающихся;
- контролирует проведение социальных практик, проверяет отчеты старшеклассников, оценивает их деятельность;
- проводит с учащимися экскурсии, выезды, конференции-отчеты о проделанной работе и несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время проведения мероприятий;
- совместно с представителями принимающей организации по завершении социальной практики составляет развернутую характеристику учащегося (уровня его активности во время практики, достигнутых положительных результатов, замечаний и предложений), заносит результаты практики в Дневник социальной практики.
3.3. Права тьютора:
3.3.1. Представлять на рассмотрение администрации ОУ предложения по вопросам совершенствования образовательного процесса и своей деятельности.
3.3.2. Получать от администрации и работников ОУ информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
3.3.3. Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
3.3.4.Принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции.
3.3.5. Сотрудничать со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности обучающихся, оказания помощи по обеспечению их социальной защиты в рамках своей компетенции.
3.3.6. Повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года за счет средств работодателя.
4. Ответственность и документация тьютора
4.1. Тьютор несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов ОУ, за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, за нарушение профессиональной и педагогической этики.
4.2. Тьютор ведет следующую документацию:
- план работы на год, четверть (полугодие);
- график работы с тьюторской группой (обучающимися);
- материалы, фиксирующие продвижение обучающихся в социальных практиках и в работе над индивидуальными проектами.
5. Взаимодействие с другими педагогическими работниками ОУ
5.1. Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с учителями, педагогами внеурочной деятельности и дополнительного образования, педагогом-психологом, работающими с закрепленной группой учащихся.
5.2. Тьютор согласует свою деятельность с учителями-предметниками, осуществляющими руководство Индивидуальными проектами тьюторантов, с учителями предметов углубленного изучения в рамках выбранного учащимися профиля обучения, с руководителями социальных практик, классными руководителями, с директором ОУ и с ответственным лицом за социальные практики.